Экспериментальный метод исследования


Экспериментальные методы исследования памяти Экспериментальные методы исследования памяти начали применять в конце XIX. Основоположник экспериментального изучения памяти немецкий психолог Эббингауз опубликовал первое экспериментальное исследование памяти в 1885 г. Пильцеккеру и другим авторам принадлежит разработка методов исследования процессов заучивания и сохранения, получивших название классических. К ним относятся: метод измерения объема непосредственной памяти, метод удержанных членов ряда, метод заучивания, метод антиципации, метод удачных или свободных ответов, метод тождественных рядов, метод последовательного воспроизведения, метод сбережения. Классические методы их элементы широко используются в современных исследованиях памяти наряду с большим числом новых методик. Существующие методы исследования памяти можно разделить на две большие группы: изучение свойств различных видов памяти исследование процессов памяти. Методы исследования свойств различных видов памяти 1. Методы определения типов памяти Хотя типы памяти зрительный, слуховой, моторный редко встречаются в чистом виде и, скорее, можно говорить о преобладании одного из этих типов, вопрос о методах определения типов памяти был поставлен еще в 80-е г. Вначале исследователи ограничивались опросом испытуемых о преобладающих особенностях их запоминания. Гальтон обратился к ряду европейских ученых с предложением ответить на его вопросы, поставленные таким образом, чтобы по ответам можно было определить преобладающие особенности запоминания субъектом различных образов. Шуман 1893 предложили специальные методы определения типов памяти. Прежде всего они попытались найти объективный критерий, на основании которого можно было бы установить сенсорный характер памяти. Их метод запоминание и воспроизведение бессмысленных слогов. Склонность субъекта к воспроизведению гласных звуков авторы оценивали как преобладание у него слуховой памяти. Испытуемый зрительного типа памяти дает преимущественное воспроизведение согласных, так как они выделяются и местом начало и конец слогаи разнообразием начертаний. Далее, испытуемый с преобладающей зрительной памятью не допускает ошибок при воспроизведении согласных, близких по звучанию, но различных по начертаниям. Наконец, еще один простой способ определения зрительного типа памяти состоит в том, что испытуемому предлагают какое-либо слово произнести в обратном порядке. Субъект с преобладанием зрительной памяти всегда сделает это быстрее субъекта с другим типом памяти, так как первый представит себе это слово написанным или напечатанным.

Смотрите также:



Коментарии:

  • Прежде всего они попытались найти объективный критерий, на основании которого можно было бы установить сенсорный характер памяти.